Обрезание в христианстве

Рубрика: Церковные праздники

Обрезание Господне – великий христианский праздник, установленный в память совершения священного ритуала обрезания над Богомладенцем Иисусом Христом. В Православии принадлежит к числу Господских праздников. То есть тех, которыми Церковь торжественно прославляет Христа, вспоминая значимые эпизоды Его земной жизни.

Обрезание в христианствеИкона Праздника Обрезания Господня

Принявшая юлианский календарь Русская Православная Церковь отмечает Обрезание Господне 14 января. Католическая и некоторые другие поместные православные Церкви следуют григорианскому календарю и потому отмечают этот праздник 1 января. Причина расхождения дат заключается в 13-дневной разнице между календарями (новым и старым стилями).

Обряд обрезания: история и значение

Что такое обрезание Господне? Процедура обрезания заключается в удалении крайней плоти у лиц мужского пола. С практической точки зрения обрезание обосновывают гигиеническими и эстетическими соображениями. Существует мнение, что процедура снижает риск заражения инфекционными заболеваниями.

В религиозных целях обрезание практиковалось многими древними культурами. В ветхозаветном иудаизме (в среде которого родился Христос) ритуал символизировал посвящение младенца Богу. Возникновение священного обряда напрямую связано с родоначальником еврейского народа – пророком Авраамом. Он жил на рубеже третьего и второго тысячелетий до нашей эры.

Согласно ветхозаветной книге Бытие, Всевышний заключил с бездетным праведником Авраамом завет (договор). Творец пообещал ему Своё благословение и обильное потомство, которое образует великий народ (Быт. 12:2).

Пророк и весь его род, в свою очередь, должны были хранить верность истинному Богу. Всевышний также повелел Своему избраннику установить обычай обрезания – символического отсечения греха от человека.

Ритуал стал видимым, внешним свидетельством завета, заключённого между человеком и Богом (Быт. 17:10-14).

Обрезание было одной из немногих Божественных заповедей, ниспосланных евреям до Моисеева Закона.

Для потомков Авраама оно стало символом верности Творцу, принадлежности к богоизбранному народу и обособленности от остального языческого мира. Кровь у евреев считалась священным носителем жизни.

В связи с этим, обряд обрезания приобретает дополнительное символическое значение. Проливая кровь из продолжающего род органа, человек словно приносит в дар Богу всю свою жизнь.

Значение Обрезания Христа

Обрезание Господне – что это значит для христиан? В соответствии с Законом, Господь был обрезан на восьмой день по рождении. По традиции, тогда же Богомладенцу было дано имя Иисус, означающее «Спаситель» (Лк. 2:21). Архангел Гавриил сообщил это имя Деве Марии до рождения Христа, в день Благовещения.

Святая Церковь учит, что Иисус Христос был одновременно и Богом, и человеком. Приняв обрезание, Господь как человек и еврей исполнил древний священный закон Своего народа. Таким образом Христос явил нам пример неукоснительного исполнения Божественного предписания. Митрополит Вениамин (Федченков) объясняет:

«Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое. Господь пришел установить Новый Закон, и Он необходимо должен был исполнить Ветхий. Обрезываясь человеческим обрезанием, Он брал на Себя грехи людей; и в Своей плоти показывал миру, что берется вместо их исполнить».

Проповедуя Своё учение, Господь подчёркивал, что пришёл «не нарушить закон пророков, а исполнить» (Лк. 2:21). Христианство не отмена, а развитие и дополнение Закона, открытие новых духовных вершин.

Если человек не исполняет базовые Божественные предписания, то он не будет способным достичь высот новозаветного учения. Конечно, сегодня это относится не ко всем ветхозаветным установкам. После Пришествия и Воскресения Христа обрезание и другие древние обряды утратили смысл.

Но, например, Моисеевы 10 заповедей остаются для христиан важнейшим морально-нравственным ориентиром.

Обрезание Господа стало веским свидетельством того, что Он был истинным человеком из такой же плоти, как мы все. В первые века христианства Церковь использовала этот аргумент в борьбе против ереси докетизма. Она отрицала Боговоплощение и рассматривала Христа как бестелесного духа, принявшего человеческий облик.

Святые Отцы видят в Обрезании Господнем великое смирение Бога, ставшего одним из нас. Святитель Димитрий Ростовский учит:

«В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своём: в рождении Он принял образ человека… в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».

Обрезание Господне: смысл праздника 

Ветхозаветное обрезание являлось символическим прообразом заменившего его новозаветного Таинства Крещения. Апостольский Собор 49 года освободил христиан от совершения ритуала. В Евангелии Крещение во Христе именуется «нерукотворным обрезанием», отсекающим от нас грехи (Кол. 2:11) и делающим нас участниками Нового Завета.

Апостол Павел подчёркивал, что с приходом Христа главным стало внутреннее, духовное «обрезание сердца», а не наружное, физическое (Рим. 2:28-29). О превосходстве внутреннего над внешним говорили и ветхозаветные праведники: «Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего» (Иер. 4:4). Протоиерей Вячеслав Резников отмечает:

«Совершив закон обрезания, Иисус Христос тем самым и упразднил этот закон. Теперь, как Он стал причастником нашей природы, так и нам надо быть причастниками Его жертвенной любви, Его чистоты, Его святости».

Итак, церковный праздник Обрезания Господнего призван напомнить православным христианам об отсечении греха от наших сердец, об исполнении Божественного Закона, а также о великом смирении Сына Божьего.

Почитание праздника Обрезания Господнего

Первые известные упоминания празднования Обрезания Христа относятся к 4 веку. В этот день в православных храмах проводятся праздничные богослужения. На великой Вечерне читаются строки из книги Бытие, в которых говорится об установлении обряда обрезания. 

14 января также является датой памяти святителя Василия Великого, поэтому в РПЦ служится его Литургия. Церковь прибегает к ней всего 10 раз в году. Чаще всего служится Литургия Иоанна Златоуста. Богослужебное чинопоследование Василия Великого отличается, прежде всего, более пространными евхаристическими молитвами, которые являются сердцевиной Литургии.

Памятуя, что с Обрезанием связано дарование Спасителю имени, христиане в этот день особенно прибегают к Иисусовой молитве. Протоиерей Андрей Ткачёв призывает:

«Каждый христианин должен хотя бы понемножку, иногда читать молитву Иисусову. Обязательно в день Обрезания Господня. Это ещё и праздник Иисусовой молитвы, поскольку в этот день имя Спасителя открылось миру. Оно Божественное, святое, сильное».

В связи с наложением друг на друга двух церковных праздников, канун Обрезания в народе именуется Васильевым вечером.  Также дата совпадает с празднованием Нового года по старому стилю.

В вечер перед Обрезанием было принято ходить друг к другу в гости с посеваниями и угощениями. С праздником связано множество народных примет.

Например, солнечное утро в этот день считалось предвестником обильного урожая фруктов и ягод.

Молитвы в честь праздника Обрезание Господне

Стихира

Сходяй Спас к роду человеческому, прият пеленами повитие, не возгнушася плотскаго обрезания, осмодневен по Матери, безначальный по Отцу. Тому вернии возопиим: Ты еси Бог наш, помилуй нас.

Тропарь, глас 1

На Престо́ле огнезра́чнем/ в Вы́шних седя́й со Отце́м Безнача́льным и Боже́ственным Твои́м Ду́хом,/ благоволи́л еси́ роди́тися на земли́/ от Отрокови́цы Неискусому́жныя, Твоея́ Ма́тере, Иису́се,/ сего́ ра́ди и обре́зан был еси́, я́ко Челове́к осмодне́вный./ Сла́ва всеблаго́му Твоему́ сове́ту,/ сла́ва смотре́нию Твоему́,// сла́ва снизхожде́нию Твоему́, Еди́не Человеколю́бче.

Перевод: На Престоле огневидном восседающий на небесах со Отцом Безначальным и Божественным Твоим Духом благоволил Ты родиться на земле от Отроковицы, не познавшей мужа, Матери Твоей, Иисусе; потому как человек и был Ты в день восьмой обрезан. Слава всеблагому Твоему изволению, слава промыслу Твоему, слава снисшествию Твоему, единый Человеколюбец!

Кондак, глас 3

Всех Госпо́дь обре́зание терпи́т/ и челове́ческая прегреше́ния, я́ко Благ, обре́зует,/ дае́т спасе́ние днесь ми́ру./ Ра́дуется же в Вы́шних и Созда́телев иера́рх,// и светоно́сный, Боже́ственный таи́нник Христо́в Васи́лий.

Перевод: Всех Господь обрезание претерпевает и согрешения человеческие, как благой, отсекает, дает в сей день спасение миру; радуется же на небесах и иерарх Творца, и светоносный, Божественный служитель таинств Христовых Василий.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея законное обрезание.

Обрезание в православии — почему христиане не делают обрезание

Религия по сей день играет большую роль в жизни человека. Люди обращаются к богу в случаях, когда не видят выхода из сложившейся ситуации, так как надежда на чудо жива в каждом.

В мире существует множество религий, но самыми основными считаются – иудаизм, мусульманство и христианство. По подобию Иисуса, мусульмане и иудеи проводят обряд обрезания, а вот христиане эту процедуру не выполняют. Почему православные не делают обрезание, как Иисус?

Обрезание – это удаление крайней плоти у мужчины. Данная операция проводится, исходя из различных побуждений, но как правило, ее делают по медицинским показателям или религиозным убеждениям. Тем не менее есть случаи, когда мужчина желает произвести обрезание крайней плоти из эстетических соображений или по желанию своего полового партнера.

Исламская, христианская и мусульманская веры, имеют сходства и различия. Однако это три веры, которые и по сей день непоколебимы. К проведению обряда обрезания каждая из вер относится по-разному:

  • Мусульмане почитают данный обряд, но не обязаны соблюдать его неукоснительно. Обрезание делается детям, причем желание и разрешение их родителей является ключевым в проведении обряда. Если они пожелают удалить крайнюю плоть ребенку, данная процедура будет осуществлена, если же родители будут против, никто не сможет ее провести без их разрешения.
  • Обрезание у иудеев – это обязательная процедура, которая отличает истинного еврея от ложного. Ее делают на 8 день жизни малыша в Синагоге.
  • Христиане. В современном мире они не приемлют проведение обряда обрезания, особенно это касается православных христиан.

Удаление крайней плоти появилось очень давно, еще до того, как на землю пришел Иисус.

Циркумцизия использовалась в древнем Египте и Греции, у африканцев и индейцев, причем проделывалась она по самым различным причинам.

Одни делали ее в целях придания сексуальным игрищам особого интереса, другие – наоборот, пытались ограничить эректильную функцию, третьи – клеймили таким образом своих рабов и пр.

У христиан

Первые крещеные люди, в обязательном порядке, проходили обряд обрезания. Однако спустя время начались разногласия по этому поводу. Так, например, апостолов Петр озвучил свое мнение о том, что циркумцизия, которая была необходима после крещения, может и не производиться.

Свои слова он объяснил тем, что обрезание и крещение в религии являют собой принятие бога, поэтому нет никакой необходимости производить эти две процедуры одновременно. Если мужчина пожелает, он может пройти обряд циркумцизии, но делать ее обязательной не следует.

Однако его слова были негативно восприняты служителями церкви, особенно, если учесть, что Христос сам прошел эту процедуру на 8 день своей жизни, о чем свидетельствует праздник Обрезания Господня и бесчисленное количество икон и полотен.

Довольно трудно было объяснить казус проведения этой процедуры у Господа и отмену необходимости делать обрезание у христиан, поэтому пришлось предъявить массу доводов.

Большинство аргументов было приведено относительно этого, но споры не утихают и по сей день.

Многие богословы возмущались, что обрезание было «первой ласточкой» крещения, поэтому первое затрагивает тело, а второе – дух, и данные обряды нельзя воспринимать отдельно.

Читайте также:  Прием гинеколога по контрацепции

1442 год стал переломным в христианской истории. Ферраро-Флорентийский собор сформулировал свое мнение по поводу обрезания в Христианстве так: «Человека создали по подобию Господа, а значит любое его искажение является греховным».

Данный указ имел не только идеологический смысл, но и политический подтекст, благодаря которому можно было принимать меры по отношению к служителям церкви не согласных с отменой обрезания. С того времени циркумцизия прекратила свое существование в христианской религии.

В 20 веке медицина стала более развитой, а религиозное давление практически сошло на нет, поэтому проведение циркумцизии возобновили. Однако данная процедура уже носила не религиозный подтекст, а медицинский. Ее проведение считается целесообразным при хирургическом лечении различных патологий, в частности, фимоз, парафимоз и пр.

На сегодняшний день православная церковь «сквозь пальцы» смотрит на циркумцизию, которая может быть проведена как мальчику, так и взрослому мужчине. Однако не стоит недооценивать религию, вполне возможно, все может измениться в корне и данная процедура снова будет запрещена по идеологическим соображениям.

Свящ. Димитрий Выдумкин. Обрезание нерукотворенное / Православие.Ru

Обрезание Господне
    

Вам когда-нибудь приходилось ловить ящерицу за хвост? Мне вот приходилось. Ящерицу так не поймаешь. У вас остается лишь изумление на лице и хвост, еще несколько секунд трепыхающийся в руках. А ящерицы и след простыл – таким образом она спасает себе жизнь. Отбрасывание хвоста – не безусловное рефлекторное действие, а осмысленное, исходящее из головного мозга. Ящерица сначала оценивает ситуацию, и если возникла реальная опасность (схватили за хвост), то она путем конвульсивного сокращения мышц отбрасывает этот отсек позвоночника. Совершает, возможно, болезненное отсечение части плоти для сохранения жизни в мире таких же, как она. Очень хороший образ от природы, говорящий нечто об «обрезании».

В норме осмысление любого праздника должно приводить к «вплетению» его смыслов в «тело» духовной жизни христианина. Без этого останется одно лишь рассудочное понимание события, бесплодное для духа.

Подобное часто бывает, когда человек не привык к тому, чтобы содержание богослужения или прочитанного жизнеописания становилось частью его внутреннего мира.

И владыка Антоний Сурожский очень метко в свое время подметил, что из всего прочитанного или услышанного истинным достоянием человека становится лишь то, что им глубоко осмыслено.

Праздник Обрезания Господня в некотором смысле особенный и, как никакой другой (за исключением разве что праздников Креста), напоминает о характере жизни христианина. Напоминает прообразовательно.

Его положение в ряду прочих праздников также уникально, ибо нигде больше мы не увидим подобное преображение ветхозаветного обычая в великий праздник периода Нового Завета.

Происходит это в силу важности образа, о котором пророчествует прообраз.

Теперь поговорим об этом подробнее. Заповедь обрезать крайнюю плоть всякому младенцу мужеского пола, напомним, была дана патриарху Аврааму в знак Завета между Богом и Авраамом и его потомками (см.: Быт. 17: 10–14).

Необрезанный мужского пола отныне отсекался от богоизбранного народа: «Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой».

Причем обрезанию подвергались не только еврейские младенцы, но и иноплеменники: «Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени».

И в этом отцы видели пророчество о грядущем расширении границ Завета с приходом Христа на всё человечество. А в том, что обрезанию подвергается именно мужская плоть, некоторые отцы видели указание на бессеменное зачатие Мессии.

Вот как об этом пишет святитель Филарет (Дроздов): «Для чего не обрезывается, например, ухо или другой член тела, общий обоим полам? Для того, без сомнения, чтобы в видимом знамении завета было близкое указание на обетование о благословенном семени, долженствующем произойти от Авраама. Обрезание плоти мужеской есть как бы отрицательное выражение понятия о семени жены»[1].

«Под видимым знамением обрезания скрывается тайна веры и благодати». Что это за тайна?

Самому обрезанию плоти Бог усваивает значение знака: «Сие будет знаком Завета между Мною и вами». А знак есть лишь несовершенное отображение некоей важной духовной реальности. Поэтому это, конечно, не простой знак, а многогранный символ (употреблю современное выражение) «в 3D формате»: в высоту, ширину и глубину.

Высота в том, что знак этот открывал человека Завета: «действием обрезания означается вступление в Завет с Богом, а состоянием обрезания – неизменность сего Завета»[2].

Ширина усматривалась в принадлежности обрезанного к многочисленному богоизбранному народу, и с этих пор «обрезанием отличаются от прочих люди, избранные Богом из всех народов (Втор. 7: 6)»[3]. Наконец, глубину обретаем в осмыслении духовного содержания знака. Знак этот был то же, что печать на письме.

Печать не главный элемент письма, а лишь скрывает тайну самого письма. «Так под видимым знамением обрезания скрывается тайна веры и благодати»[4].

Что это за тайна? Она состояла в том, что член богоизбранного народа призывался к обрезанию духовному, о котором пишет апостол Павел: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2: 28–29).

На протяжении многих веков эта тайна, сокрытая печатью, оставалась непознанной жестоковыйным (по слову апостола Стефана) иудейским обществом. И весь Ветхий Завет преисполнен грозными обличениями со стороны Бога и Его пророков. Вот Иеремия от лица Бога обличает иудеев в том, что «весь дом Израилев с необрезанным сердцем» (Иер. 9: 26).

Или Моисею на горе Синай Господь повелевает передать сынам Израиля: «Я [в ярости] шел против них и ввел их в землю врагов их; тогда покорится необрезанное сердце их, и тогда потерпят они за беззакония свои» (Лев. 26: 41).

В речи первомученика Стефана звучат грозные обличения, обращенные к иудеям: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы» (Деян. 7: 51).

Однако при всей иудейской жестоковыйности дело не только в ней.

Печать Завета, сокрывая глубинную духовную реальность, всё же всем своим «форматом» информировала о пророческом характере иудейства: то, что под печатью, остается до времени Христа сокрыто.

Сокрыто не только потому, что не понято и не принято, а потому, что нет еще средств для реальной борьбы с грехом. Да и Христово благовестие, пришедшее в силе, заменило «сень» истиной и наполнило понятия совершенно новым смыслом.

Обрезание не могло исцелить человека и подать ему силы к избавлению от греха. Но оно служило пониманию отделенности еврея от языческого мира и наполняло его надеждой прихода Ожидаемого. Христос – воплощение этой надежды – также принимает Обрезание. Почему? Во-первых, «чтобы исполнить всякую правду».

Авторитет Мессии требовал выполнения всех важнейших предписаний Закона, ибо Он пришел «не нарушить закон или пророков, но исполнить». Непринятие Христом Обрезания противоречило бы пророчествам Писания о Мессии.

Во-вторых, Христос в самом начале жизненного пути изображает тот важнейший догмат, за точную формулировку которого «ломали копья» потом отцы на Вселенских Соборах: догмат о том, что Он, Мессия, – истинный Человек, Которому не чужда человеческая боль. И в-третьих – самое важное: Христос срывает «печать», уничтожая ее за ненужностью, и раскрывает Свой Завет.

Завет, на который печать лишь намекала нечеткими гранями своего рисунка. Завет, который оказался неприятным «сюрпризом» для большинства иудеев, не сумевших своевременно распознать грани этой печати. Я говорю о том, что обрезание было упразднено Господом, возвестившим о том, что «духом и истиной» следует поклоняться Отцу, ибо «таких поклонников ищет Себе Бог».

Да и сень исчезает, когда является свет и обнаруживается сам предмет. Своим нравственным учением Господь раскрывает содержание того, что было спрятано под печатью много веков. Тем самым учением, которое «для иудеев соблазн, для эллинов же безумие». Что составляло предмет соблазна для иудеев? То, что Мессия и Его Царство оказались не от мира сего.

И пришел Он не для того, чтобы даровать Своему избранному народу все царства этого мира, а чтобы призвать не евреев только, но уже всё человечество в «Царство Духа», ради стяжания которого необходимо уже новое, духовное «обрезание».

«Грех необходимо как бы оперировать, обрезать, то есть отрезать от себя, вырезать его, чтобы человек остался здоровым»

Святые отцы и подвижники благочестия в своих творениях подробно объясняют, в чем состоит это «обрезание». Сам Господь в Своих притчах и поучениях избегает этого термина, но многие Его заповеди так или иначе раскрывают духовный смысл этого ветхозаветного символа.

Вот, например, как объясняет смысл слов Господа о самоотвержении подвижник благочестия XX века игумен Никон (Воробьев): «Господь Иисус Христос неоднократно говорил: “Кто хочет идти по Мне – то есть за Господом Иисусом Христом в Царствие Божие, в славу Божию, – тот должен отвергнуться себя и, взяв свой крест, следовать за Мной”. Вот это отвержение себя и есть духовное обрезание.

Но что значит отвергнуться себя? – Это значит отвергнуться греха, который так проник в душу и тело каждого человека, что отвергнуть грех равносильно тому, как будто человек должен самого себя отвергнуться.

Человек преисполнен всяких страстей, которые въелись в него, как рак – болезнь – въедается в тело человека, растет за счет его и лишь тяжелая и болезненная операция может спасти человека. Так и грех необходимо как бы оперировать, обрезать, то есть отрезать от себя, вырезать его, чтобы человек остался здоровым»[5].

«Врата в Царствие – самостеснение. Как и чем себя стеснять? Заповедями Божиими, противоположными страстным движениям сердца»

Нравственное богословие отцов всегда отталкивается от той предпосылки, что человеку дано от рождения состояние духовной болезни, поврежденности грехом. При такой данности для человека становится губительной свободная, ничем не ограничиваемая деятельность сил души и тела.

Человек, весьма склонный ко всем видам греха, по необходимости должен сам себя ограничивать, поставляя сквозь «тесные врата» на путь Господень. Святитель Феофан Затворник, размышляя над словами Господа: «подвизайтесь войти сквозь тесные врата» (Лк.

13: 24), пишет: «Тесные врата – жизнь не по своей воле, не по своим желаниям, не в угоду себе; широкие врата – жизнь по всем движениям и стремлениям страстного сердца, без малейшего себе отказа в чем-либо. Таким образом, врата в Царствие – самостеснение.

Стесняй себя во всем – и это будет то же, что напряжение или упор в дверь, чтоб отворить ее и протесниться сквозь нее. Как и чем себя стеснять? Заповедями Божиими, противоположными страстным движениям сердца. Когда начинаешь сердиться на кого, вспомни заповедь Господа: “не гневайтесь всяко” – и стесни тем сердце свое.

Когда придут блудные движения, приведи на мысль запрещение даже и смотреть на жену с вожделением и стесни тем свое похотение. Когда захочется осудить кого, вспомни слово Господа, что этим ты делаешь Судью небесного неумолимым в отношении к себе, и стесни тем свою заносчивость. Так в отношении и ко всякому порочному движению.

Собери против каждого из них изречения Божественного Писания и держи их в памяти. Как только выйдет из сердца какое-либо дурное желание, ты тотчас вяжи его направленным против него изречением; или наперед обвяжи все свои желания и помышления Божественными словами и ходи в них: будешь, будто в узах. Но в этих узах – свобода, или свободный путь в Царствие Божие»[6].

Читайте также:  Лечение повышенной потливости (ГИПЕРГИДРОЗ)

В христианской традиции ветхозаветное обрезание по справедливости считается одним из прообразов христианского таинства крещения, ибо в крещении христиане «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в крещении» (Кол. 2: 11–12).

Однако и то верно, что как для иудея одно обрезание вне опыта борьбы с грехом не привлекало на него благословения Бога, так и для формально крещенного сам по себе факт крещения вне контекста его жизни не становится «билетом» в вечную жизнь.

И крещенный, но не обратившийся ко Христу – всё равно что «дом Израилев с необрезанным сердцем», который вызывает на себя гнев Божий.

Ящерица, купившая себе жизнь ценой хвоста, ничего не теряет, ибо хвост всякий раз отрастает снова. Ее философия по-христиански мудра и проста: лучше мне без хвоста войти в жизнь, чем помереть хвостатой, тем более что ничего в итоге не теряю, а лишь всякий раз приобретаю. Учись у нее, христианин!

О смысле ветхозаветного обрезания. обрезание господне, полный круг проповедей — протоиерей вячеслав резников

Лк.2:20–21

Кол.2:8–12

Для христианина полноценная жизнь начинается с крещения. Чем-то подобным было обрезание в Церкви ветхозаветной.

Еще Аврааму было сказано: «Сей завет Мой»: «да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Быт.17:10–14).

Только вот человек крестившийся наследует вечную жизнь, а не обрезавшийся лишался и жизни временной: «Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей в восьмой день, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой».

В обрезании, как сейчас в крещении, нарекалось имя. «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде его зачатия во чреве». А наречение имени – очень важный момент. В отличии от всего на земле, человек – существо личностное. Имя выделяет человека из всей, так сказать, «массы человечества», и дает возможность узнавать его.

Но – почему Бог повелел именно таким, странным образом входить в состав Божьего народа? С этой ветхозаветной загадки, как всегда, покрывало снимается только Христом.

Когда над Младенцем Иисусом совершался этот обряд, все своими глазами увидели, что в Нем такая же, как и во всех, кровь, и такие же, как у всех, члены тела.

И думается, что именно для того и было установлено обрезание, чтобы впоследствии, когда воплотится Христос, все могли убедиться, что Он воплотился не призрачно и не частично, и «вся полнота Божества» в Нем «обитает» в полной мере «телесно».

Ведь сколько потом появлялось еретиков, которые не верили, что Бог может унизиться до принятия человеческой плоти. Апостолам уже вскоре после вознесения приходилось предостерегать: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, а не по Христу».

Мы исповедуем веру в Господа Иисуса Христа, воплотившегося и вочеловечившегося. И если праздник Рождества, это праздник Его воплощения, то праздник Обрезания – праздник Его вочеловечения.

Совершенный человек, это не только биологическое, и не только общественное, но еще и непременно – религиозное существо. Человек обязан знать не только своих братьев по плоти, но и своего Небесного Отца.

И поэтому отсчет христианской эры начинается не с Рождества, а именно с Обрезания, с восьмого дня после Рождества Христова.

Совершив закон обрезания, Иисус Христос тем самым и упразднил этот закон. Теперь, как Он стал причастником нашей природы, так и нам надо быть причастниками Его жертвенной любви, Его чистоты, Его святости.

И поскольку Он имеет всю полноту в нас, то и вы, – пишет Апостол Павел, «имеете полноту в нем».

Он «есть глава всякого начальства и власти; в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых».

Источник: Полный круг проповедей / Протоиерей Вячеслав Резников, — М., Изд-во Братства святителя Алексия, 1999 г. — 512 с. ISBN 5-86060-036-4

Обрезание: история и христианские смыслы

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

14 января Русская Православная Церковь отмечает праздник Обрезания Господня. Христиане придают ему особое значение, и видят в этом празднике сразу несколько важных для себя смыслов.

Для начала обратимся к ветхозаветному пониманию самого обрезания как религиозного обряда. По установленному Богом Закону каждый еврейский мальчик должен был быть обрезан на восьмой день после своего рождения в знак Завета Бога с праведным Авраамом и его потомками (Быт. 17, 10-14; Лев. 12, 3).

Этот обряд включал человека в общество Израиля. Потому пройти его должен был и Спаситель, ведь по плоти Он был со Своим народом, происходя по материнской линии из рода царя Давида. При обрезании, как было заведено в то время у народа Израиля, Ему было дано имя — Иисус.

Об этом нам сообщает Евангелие от Луки (Лк. 2, 21).

Однако, помимо ветхозаветного значения, в празднике Обрезания скрыто немало важных христианских символов.

Апостол Павел в своем Послании к Колоссянам проводит параллель между обрезанием и христианским Таинством Крещения, замечая, что ветхозаветный обряд не отринут, а лишь уступил место новозаветному Таинству.

По слову апостола, плотское обрезание иудеев заменяется у христиан обрезанием духовным: «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11).

Праздник Обрезания сыграл важную историческую роль в конце первого века нашей эры, когда среди христиан возникла одна из первых ересей — докетизм.

Ее название происходит от греческого «докео», что означает «казаться»: последователи докетизма считали Христа не реальным человеком, а призраком или духом, который лишь казался воплотившимся.

Евангельское свидетельство о том, что Он прошел обрезание в спорах того времени стало важным свидетельством того, что плоть Христа была осязаемой, а значит и Сам Он был истинно воплощенным.

И, пожалуй, еще один важный момент. Обрезание по своей форме – это определенное ограничение, удаление. Принимая плотское обрезание по Закону, Христос тем самым показал людям необходимость духовного обрезания (то есть удаления, ограничения) от себя своих греховных страстей – эгоизма, гордыни, самости и иных рождающихся от них.

Что касается истории включения праздника Обрезания Господня в церковный календарь, то считается, что это произошло в IV веке. Канон празднику был написан преподобным Стефаном Савваитом. Это событие, в конечном счете, и вошло в Церковь в виде великого праздника.

Подробнее о смысле праздника читайте:

Проповеди на праздник Обрезание Господне

Иллюстрация — фрагмент миниатюры Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. 

Обрезание крайней плоти — символ рабства

blagin_anton

     14 января по Православному календарю большой праздник — «Обрезание Господне».      В религиозной литературе, которую печатает и распространяет РПЦ написано следующее: 

     14 января Православное христианство отмечает обрезание Господне. Начиная с четвёртого века, эта дата известна человечеству.

Согласно закону ветхого Завета, по прошествии восьми дней после своего рождения, Иисус Христос принял обряд обрезания, являющийся обязательным для всех новорожденных младенцев мужского пола.

При этом ему было наречено имя Иисус, предсказанное Архангелом Гавриилом, явившимся Деве Марии еще до рождения Христа.

     И сейчас мы празднуем это событие ровно через восемь дней после светлого праздника Рождества христова.     Для древних иудеев обряд обрезания определял принадлежность к народу, избранному Богом. Мужчина, который не был подвергнут обрезанию, впоследствии не имел права посвящения Единому Богу, Создателю и Творцу, считался недостойным осуществлять обряды жертвоприношения, признавался иноверным. В те времена ветхозаветное обрезание являлось прототипом христианского крещения.     Пресвятая Богородица со своим мужем Иосифом, который считался мнимым отцом Иисуса, пришли в храм с младенцем на руках для совершения обрезания, после чего ему нарекли имя Иисус, что означает Спаситель.

     Для православных христиан очень важно помнить в этот праздник о том, что Иосиф и Пресвятая Дева Мария, являясь истинными иудеями, свято почитали Тору.

Именно этот закон предписывает всем иудеям совершать обряд обрезания, обозначающий их богоизбранным народом.

А поскольку православное христианство благочестиво признает это право за иудеями, то оно с благоговением отмечает Обрезание Господне, как полноценный христианский праздник.

     Первые выходцы из иудеев – апостолы и христиане – также были обрезаны.     Почитанием и празднованием дня Обрезания Господня и наречения Его православная церковь признаёт непреложную истину о том, что Иисус Христос есть Бог, принявший облик человека.

     На самом деле Христос не нуждался в очищении и обрезании, поскольку являлся Сыном Божьим и Богом, но уподоблялся людям во всём, при этом оставаясь безгрешным. Однако он принял обряд, предписанный законом, чтобы показать пример всем людям, насколько важно для всеобщего блага законопослушное поведение.

     Источник:http://www.zatebya.ru/statiy/14-yanvarya-obrezanie-gospodne.html     В продолжение этой темы хочу привести маленькую заметку, опубликованную в электронных СМИ.

     «Израильтяне всё больше отказываются от обрезания»

     «Обрезание – одно из главных правил иудаизма.     Согласно священным писаниям, эта процедура является договором между Богом и народом Израиля.     В отличие от мусульман, которые проводят процедуру уже в сознательном возрасте, евреи делают мальчикам обрезание на восьмой день после рождения.     Впрочем, в наши дни всё больше израильтян отказываются от этой традиции. Некоторые считают, что это форма физического насилия.     Ракефет Кауфман решила не делать обрезание своему сыну. Однако говорит — люди были шокированы, узнав об этом:

«Люди считают, что обрезание — это то, что было всегда, это культурная особенность, и они не видят в этом насилия. А я думаю, что им следует посмотреть на это как на насилие. Для меня это то же самое, как если бы мне сказали: «Это наша культура – обрезать палец после рождения». Но зачем его обрезать? Потому что все это делают?»

Читайте также:  Фимоз у взрослых мужчин

     В Израиле даже появились целые организации, которые занимаются поддержкой семей, решивших отказаться от обрезания. Ронит Тамир – основательница одной из таких групп, которая называется «Кахаль». Представитель организации по поддержке противников обрезания Ронит Тамир сообщает: «Когда мы только основали «Кахаль», мы нашли всего 40 семей, которые не проводили детям обрезание. Но сегодня мы даже список не ведём, потому что людей очень много. Также есть много людей, которые не обращаются в «Кахаль», а просто решают не делать обрезание самостоятельно, без нашей поддержки».     Тамир говорит, что есть две вещи, которых боятся евреи, решившие отказаться от обрезания.

     «Первое — они боятся реакции родственников, бабушек и дедушек, братьев. Второе — они боятся, что, когда ребёнок вырастет, то из-за своего отличия он будет одинок или его не будут принимать в школе».

     Сторонники процедуры часто говорят, что это делается из соображений гигиены, а также для соблюдения культурных и религиозных традиций.     Американская Академия педиатров в августе издала список преимуществ обрезания для здоровья человека: потенциальная защита от инфекций, рака и болезней, передающихся половым путём. Впрочем, она отметила, что конечное решение в итоге всё равно принимают родители.     В то время как в остальном мире обрезание – это дело добровольное, для евреев в Израиле отказ от обрезания сопряжён со многими трудностями. Религиозные старейшины говорят, что эту процедуру не может отрицать ни один еврей, поскольку она пережила даже времена репрессий, когда за неё приговаривали к смертной казни. Они также говорят, что это объединяет еврейский народ.

     По данным израильского Министерства здравоохранения, ежегодное число мальчиков, которым проводят обрезание, составляет от 60 до 70 тысяч». 

Источник: http://ntdtv.ru/novosti-afriki/izrailtyane-vse-bolshe-otkazyvayutsya-ot-obrezaniya     Судя по всему уже значительное число евреев в Израиле начинает понимать, что никакой связи между Всевышним и пенисом мужчины нет и быть не может, что такая связь — плод больного воображения тех, кто называет себя священниками — связующим звеном между Богом и народом. В книге можно написать что угодно, бумага всё стерпит, а потом можно выдавать заведомую ложь за истину и понуждать миллионы людей верить в разные мерзости и глупости!     Христос (мнимое обрезание которого православные священники ежегодно отмечают 14 января) крайне негативно относился к этому дикому ритуалу и заповедал всем своим последователям такой глупости не делать. Спаситель Христос был уверен, что этот обряд придумали первосвященники, чтобы метить евреев как рабов. Как ещё расценивать этот ритуал, если сами иудейские первосвященники никогда не делали обрезание младенцам из своего жреческого рода?! Обрезание — удел только «рабов божьих» — евреев. Это своего рода «печать» на их теле. Ставить такой знак на лоб было как-то глупо, вот и выбрали место — пенис. Разумеется, иудейские священники не говорили евреям правду, что таким образом они метят их как скот. Вместо правды они рассказали евреям «сказочку», с помощью которой они убеждали их в том, что гиюр — знак богоизбранности!!!  

     Иисус Христос прекрасно понимал, что это чудовищная ложь. Это знак не богоизбранности, а рабства. Он и пришёл к евреям именно с целью спасти их от иудейского рабства, в котором они оказались, подчинившись левитам и Торе.

Подтверждают это слова Павла, последователя Христа-Спасителя: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа».

(Библия. К Галатам, 5, 1-2).

     Если это правда, (а не верить Библии в данном случае нет оснований), то из этого следует один простой вывод: пропаганда ОБРЕЗАНИЯ ГОСПОДНЯ, которую делает РПЦ — наносит непоправимый вред всей христианской идее.

     Христиане должны заниматься не пропагандой иудаизма и еврейских традиций, а бороться с власть имущими за интересы угнетаемого народа не щадя живота своего, как это завещали Христос и апостолы.

«Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.

Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, всё преодолев, устоять» (Послание к Ефесянам. 6: 11-13).

     Если называешь себя христианином, надо делать дела Христа, а кто их не делает, тот христианином не является. Для таких людей есть хорошее русское слово — РЯЖЕНЫЙ.

    14 января 2013 г. Мурманск. Антон Благин

Обрезание Господне. Смысл праздника. Что вспоминается в этот день

14 января в России встречают старый новый год, и немногие вспоминают, что в этот же день Православная церковь отмечает праздник, называемый Обрезанием Господним. Чтобы понять, почему столь личное семейное событие получило широкую известность в христианском мире, нужно совершить краткий экскурс в историю.

Обрезание Господне. ИконаОбрезание Господне. Икона

Что произошло в этот день?

Традиции обрезания существуют у многих народов. У евреев обрезание младенцев – это символ союза между Богом и праотцом Авраамом, означающим, что будущий мужчина будет воспитан в традициях своей веры, станет выполнять законы, предписанные ему отеческой религией.

Обряд состоял не только в исполнении медицинских манипуляций по удалению крайней плоти, но и в наречении имени. Сын Марии был назван Иисусом неслучайно – именно так велел назвать новорождённого архангел Гавриил, который сообщил Деве весть о зачатии Ею Божественного Младенца, именно это имя сообщил ангел Иосифу Обручнику.

Символично, что обрезание произошло на восьмой день. Восемь – это символ совершенства. Кстати, в христианской церкви в восьмой день от рождения малыша по-прежнему традиционно считается днём имянаречения.

Д.Беллини. Обрезание ГосподнеД.Беллини. Обрезание Господне

Для чего это было нужно?

Обрезание было обязательным обрядом у иудеев, и никто из благочестивых евреев не мыслил о том, чтобы лишить ребёнка связи со своим народом.

В определённом смысле, этот поступок послужил примером того, как важно выполнять людям религиозные установления.

Кроме того, необрезанный мужчина не мог войти в избранный народ Израиля, а следовательно не мог быть посвящён Богу – никто из евреев не признал бы в нём долгожданного Мессию.

Ф.Герлин. Обрезание ГосподнеФ.Герлин. Обрезание Господне

Обрезание – прообраз Крещения

Большинство самых значительных событий Ветхого Завета несут в себе прообразовательное значение: нахождение пророка Ионы во чреве у кита символизировало Спасителя через три дня после распятия, исход евреев из Египетского плена – Пасха – стало знамением освобождения человечества от смерти, а причисление к Божьему народу через обрезание явилось прообразом Крещения.

Христианский праздник

Быстрое распространение христианства среди народов, окружавших Палестину, привело к тому, что уже в 49 году формальное еврейское обрезание было фактически отменено, но праздник был сохранён, прежде всего, для того, чтобы напомнить христианам, что Спаситель имел не только Божественную, но и человеческую природу.

Формально он был утверждён в 4 веке. Это было время становления христианского вероучения, время, когда «в горниле сомнений» выплавлялось золото христианской догматики. Одним из многочисленных измышлений был докетизм – учение о призрачности Христа. Его сторонники полагали, что и Сам Христос, и Его человеческий образ, а, следовательно, и Его страдания были только иллюзией.

Чтобы доказать сторонникам докетизма их заблуждение, в православный календарь был внесён праздник Обрезания Господня как напоминание о том, что Христос не зря называл себя Сыном Человеческим.

Обрезание в христианской культуре

   Религиоведы выделяют большую группу так называемых «авраамических» религий, которые восходят к единому корню – истории Авраама, получившего заповеди от Бога. 3 самые известные из них – это ислам, иудаизм и христианство. Они имеют как сходства, так и отличия, но одно из самых интересных моментов – отношение к обрезанию.

   Иудеи обязаны его делать, мусульмане – по желанию, в то время, как у христиан отношение менялось: от признания его необходимым к равнодушию и полному отрицанию.

   Если в раннехристианской традиции обрезание признавалось не только желательным, но и обязательным, но уже в начале нашей эры отношение резко изменилось.

   Так на Соборе Апостолов Петр высказал свое мнение о том, что обрезание, которое, согласно Ветхому Завету предписывается всем новорожденным мальчикам и взрослым, принявшим христианство, совершенно необязательно.

Если в иудаизме обрезание символизировало вхождение ребенка в религию, то в христианстве эту роль стало играть крещение. Осложняло ситуацию то, что Христос был обрезан по всем традициям иудеев: на восьмой день.

Кстати, с этим событием связано множество значимых для религии атрибутов: праздник Обрезания Господнего, Холм Обрезания, многочисленные иконы и полотна.

   Было достаточно сложно объяснить рядовым священникам, а тем более – мирянам, этот казус. Приводились доводы, что как иудаизм был предтечей христианства, так и обрезание следует считать предпосылкой таинства крещения. Богословы объясняли его преимущество тем, что крещение затрагивает дух человека, тогда как обрезание – тело. Споры не утихают и по сей день.

   Еще одни важным переломным этапом стало решение Ферраро-Флорентийского собора, который в 1442 году сменил формулировку на более строгую.

Человек, как известно, был создан по образу и подобию Божьему, а значит, любое неоправданное его искажение – серьезный грех. Конечно, у этого указа был не только философский смысл, но и политический подтекст.

В частности, оно было направленно против коптов, которые практикуют и продолжают практиковать этот ритуал.

   С тех пор в большинстве христианских стран обрезание не делается по религиозным соображениям. Но остались ответвления Христианской Церкви, которые сохранили многочисленные древние традиции, общие с иудеями, в том числе, почитание субботы и обрезание. К ним относятся Коптская Православная Церковь и Эфиопская. В них обрезание делают младенцам ещё до крещения.

   Но с ослаблением давления Церкви в Европе обрезание снова стало использоваться достаточно часто. Теперь в него вкладывали не религиозный, а медицинский и нравственный смысл.

Считалось, что оно препятствует половой распущенности мальчиков, а также предупреждает многие болезни.

Но с развитием науки эта теория показала себя полностью несостоятельной, и количество сторонников обрезания опять пошло на спад.

Сейчас Христианские Церкви смотрят на обрезание достаточно спокойно, когда оно делается по медицинским или культурным соображениям. Сложно сказать, поменяет ли ещё раз христианство свое отношение к обрезанию, но сложившаяся сейчас ситуация пока устраивает всех.

Статья не является медицинским советом и не может служить заменой консультации с врачом.

Возврат к списку

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *